Вся история началась в сентябре 2017 года, когда в профком моряков города Владивостока обратился экипаж судна Кристал Ист, находившегося на рейде порта Шарджа. После того, как судно было арестовано российским банком за долги, моряки, не имея возможности репатриироваться, оказались заложниками ситуации.
Экипажу не предоставили замены, а кроме того задержка по зарплате составляла от двух до пяти месяцев.
Профком вышел на связь с компанией-судовладельцем из Находки – компанией «Находка-Портбункер. На следующий же день удалось добиться погашения задолженности по август включительно. Компания подтвердила свою готовность предоставить замену экипажу, но были определенные преграды в оформлении виз морякам. Агент отказывался взять на себя ответственность за репатриацию экипажа арестованного судна. В соответствии со Свидетельством о минимальном безопасном составе экипажа и законодательством Арабских Эмиратов моряки должны были оставаться на борту. Портовые сборы за период нахождения арестованного судна в порту, также как и расходы по содержанию судна и содержанию экипажа, легли бы на плечи агента, и он утверждал, что эти расходы для него слишком высоки. Профком направил письмо в МИД РФ во Владивостоке, рассчитывая на содействие в оформлении виз и организации репатриации, а 29 сентября – в Генеральное консульство Арабских Эмиратов.
В декабре 2017 года семеро членов экипажа вернулись в Приморье. И хотя судно было арестовано за долги судовладельца «Находка-Портбункер» перед Газпромбанком, и компания объявила о банкротстве, на смену прибыли семь человек нового экипажа для обеспечения безопасности и сохранности судна. В марте 2018 года новый экипаж попросил помочь вернуться на родину, так как на судне сложилась сложная ситуация, закончилось топливо. Профком подключил российского консула в ОАЭ, а также направил письмо Губернатору Приморского края. В своем письме профком рассказал, что в настоящее время люди находятся в нечеловеческих условиях. При температуре свыше 35 градусов продукты портятся, члены экипажа готовят на самостоятельно сооруженном мангале на судне в 6 милях от берега на арест-площадке. В свою очередь профком попросил принять меры административного реагирования для обеспечения нормальной жизнедеятельности членов экипажа танкера “Кристал Ист”.
20 апреля 2018 был получен ответ от Администрации Приморского края, которая выразила серьёзную озабоченность за судьбу российского экипажа и делает все возможное для изменения сложившейся ситуации. Администрация направила письма заместителю Председателю Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутневу и Председателю Правления – заместителю Председателя Совета директоров АО «Газпромбанк» об урегулировании споров между ООО «Находка-Портбункер» и АО «Газпромбанк» в целях освобождения экипажа и направления судна в ближайший российский порт. Что касается задолженности по зарплате перед моряками, экипажу закрыли долги по февраль включительно, выплатив свыше 1 700 000 рублей, но до сих пор моряки остаются на борту судна.
Вся абсурдность ситуации заключается в том, что судно стоит на такой арест-площадке, за которую нужно платить деньги и деньги не малые. По словам генерального директора компании ООО «Находка-Портбункер г-на Вячеслава Цоя стоимость одних суток стоянки судна обходится в 1000 долларов США. А судно стоит с 27 июля 2017 года. То есть, если информация г-на Цоя верна, то арабы уже заработали на этом судне порядка 300 тысяч зеленых. Можно предположить, что к тому времени, когда разрешится в суде Шарджа судьба многострадального судна, Газпромбанку ничего не достанется, так как все деньги после аукциона уйдут нашим партнёрам (или Газпромбанка?) из Арабских Эмиратов.
24 апреля экипаж танкера “Кристал Ист” послал в эфир сигнал SOS: четверо из экипажа вынуждены были отправиться в местный госпиталь за медицинской помощью, а вахтенного помощника пришлось приводить в чувство с помощью капельниц.