Ни одна страна не должна использовать Covid-19 как причину отказа для оказания срочной медицинской помощи любому нуждающемуся моряку

27-04-2020

Почти после четырех суток борьбы с властями Индонезии 45-летний российский моряк с симптомами перенесенного инсульта наконец получил медицинскую помощь, в которой ему несколько раз было отказано под предлогом ограничений, введенных в стране.

Несмотря на то, что на борту т/х «WL Palekh» (флаг Мальты, IMO 9674397), где он работал, инфекции Covid-19 не было, в нарушение ратифицированных страной международных конвенций – О труде в морском судоходстве (MLC-2006) и Конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), индонезийские власти, начиная с 18 апреля, не давали разрешения на срочную эвакуацию моряка. Российский профессиональный союз моряков задействовал всех, кто мог оказать помощь в преодолении административных барьеров, поскольку на кон была поставлена человеческая жизнь.
Во время перехода Сингапур-Новая Пальмира на полу в своей каюте был обнаружен член экипажа т/х «WL Palekh» в субботу, 18 апреля, в 12.20 МСК. Как следует из рапорта капитана т/х «WL Palekh» Дмитрия Баклана в управляющую компанию «ИНОК ТМ», в момент происходящего судно находилось в 142 милях от Индонезии и 154 – от Банда Ачех (крупнейший город и столица провинции Ачех в Индонезии на северном побережье о. Суматра), где расположен Индонезийский национальный морской координационно-спасательный центр. В 15.28 МСК сюда по спутниковой связи с борта поступил запрос на экстренную медицинскую эвакуацию. Для верности запрос продублировали на электронную почту. Прошло более получаса, когда в 16:12 пришел отказ. В нем говорилось следующее: «Мы получили вашу информацию и понимаем ваше состояние, но откровенно говоря, мы не можем вам оказать помощь по следующим причинам: Индонезия в борьбе с пандемией коронавируса согласно распоряжению правительства закрыта на въезд и выезд. Мы передали информацию иммиграционной, карантинной службе и администрации порта, но они также ответили отказом. У нас не хватает защитных средств от пандемии».
В 16:26 капитан обратился за медицинской консультацией по дистанционному каналу в Global Voyager Assistance (GVA), в 17:45 GVA выдала соответствующие предписания и поставила диагноз: инсульт. Моряку требовалась срочная медицинская эвакуация. Но дальше все повторилось: индонезийский порт Сабанг также отказал в помощи, и в 22:40 МСК «WL Palekh» на полной скорости взял курс на Белаван.
– С эвакуацией повсюду возникали проблемы, индонезийские власти держали глухую оборону и предлагали капитану идти то в Шри-Ланку – а это еще 4 дня пути, то в Сингапур, – рассказывает председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков. – Тогда мы запросили помощи у нашего дружеского профсоюза моряков Индонезии (KPI – прим. ред.). В воскресенье, 19 апреля, KPI провел переговоры с ответственными индонезийскими властями и получил подтверждение, что судно может войти в Белаван.
20 апреля в 8:15 МСК в соответствии с инструкциями, полученными из компании, с т/х «WL Palekh» в Службу движения судов порта (VTS) Белаван ушло срочное сообщение «Pan-Pan» с требованием экстренной медицинской помощи. В 10:20 МСК судно встало на якорь в 9,4 милях (17,4 км) от порта в соответствии с инструкциями VTS Белаван. Оставалось только дождаться катера для эвакуации – в 14:15 на борт поступила информация, что береговые медики в сопровождении представителей карантинной службы скоро прибудут для оказания медицинской помощи. Однако через полтора часа ситуация вновь в корне изменилась: в 15:45 МСК капитан порта через VTS потребовал сняться с якоря и покинуть Белаван.
Ситуация абсолютно вышла из-под контроля, никто не понимал, что происходит и какие еще нужны доводы, терялось драгоценное время для спасения моряка, когда важна каждая минута.
– Неизвестно, чем бы все разрешилось, если бы не вмешались первые лица Министерства транспорта и МИДа. Несмотря на чрезвычайную занятость из-за COVID -19, они мгновенно отреагировали на нашу просьбу, отложили в сторону все дела и в прямом смысле занялись спасением жизни гражданина своей страны, что не может не вызывать у меня, моих коллег чувства гордости и уважения, – говорит Юрий Сухоруков. – Они взяли ситуацию под свой контроль и постоянно были на связи с послом России в Индонезии. Только благодаря их настойчивости и активной поддержке ситуацию удалось переломить. К тому же наша позиция подкреплялась многочисленными обращениями из IMO, ILO, ITF, ICS.
Между тем, пока представители российской власти добивались адекватной помощи для гражданина своей страны, индонезийские власти продолжали упорствовать. Так, в 18:45 МСК капитан Дмитрий Баклан через местного судового агента снова получил предписание немедленно сняться с якоря и немедленно покинуть порт, поскольку в эвакуации больному моряку властями Белавана отказано.
Из отчета KPI о заседании 20 апреля с портовыми, иммиграционными властями, представителями береговой охраны:
«1. Все учреждения (портовый медицинский центр, начальник порта, иммиграционная служба) согласны с тем, что член экипажа не может быть эвакуирован в Белаван.
2. Альтернативный вариант заключается в том, что на борт судна для оказания первой медицинской помощи поднимется портовый санитарный офицер порта Белаван вместе с медицинской бригадой.
3. Что бы ни случилось с членом экипажа, он все равно не получит разрешения на эвакуацию.
4. Иммиграция в соответствии с действующими правовыми положениями также не дает разрешения на высадку члена экипажа.
5. Администрация порта Белаван поднимется на борт судна после получения официального письма от начальника порта в качестве координатора порта.
6. Если начальник порта не выдаст официальное письмо для оказания первой медицинской помощи члену экипажа, то портовый санитарный офицер и врач не поднимутся на борт судна».
Требования властей покинуть порт, которые поступали на борт с интервалом каждые два-три часа, капитан игнорировал . Все это время он лично оказывал своему члену экипажа необходимую медицинскую помощь: ставил уколы и капельницы.
В итоге еще 16 ценных часов ушли на борьбу с властями, и только ночью в 1:20МСК к «WL Palekh» подошел долгожданный полицейский катер с врачами и моряка эвакуировали.
Стоит отметить, что РПСМ в ходе разрешения ситуации обратился в Международную федерацию работников транспорта (МФТ/ITF), которая по просьбе профсоюза призвала Международную организацию труда (МОТ/ILO) и Международную морскую организацию (ИМО/IMO) срочно вмешаться и призвать индонезийское правительство соблюдать международные конвенции и обеспечить моряку немедленную медицинскую помощь. «Как государство, подписавшее Конвенцию МОТ О труде в морском судоходстве, правительство Индонезии обязано оказывать неотложную медицинскую помощь, оперативную медицинскую помощь и эвакуацию в море тяжелобольных или раненых на борту судна, независимо от Covid-19. Ограничения Covid-19 не должны использоваться для отказа морякам в праве на медицинскую помощь и лечение или в обязательствах стран по международному праву», – сказала морской координатор МФТ Джеки Смит.
РПСМ выражает признательность всем, кто последние 48 часов без сна и отдыха занимался спасанием российского моряка: он наконец получил доступ к медицинскому лечению, на которое он имеет полное право. Без поддержки Профсоюза моряков Индонезии, посольства Индонезии в Великобритании, российского посла в Индонезии, МФТ, МОТ и ИМО, возможно, ничего бы не получилось.
– Ни одна страна не должна использовать нынешний коронавирусный кризис для игнорирования своих обязательств по оказанию срочной медицинской помощи любому нуждающемуся моряку, – убежден Юрий Сухоруков. – То, что власти Индонезии в прямом смысле «отфутболивали» моряка, отказывая в медицинской помощи, просто чудовищно. Следуя их логике, в условиях коронавируса всех заболевших моряков нужно заворачивать в парусину, камень к ногам и выбрасывать за борт. А ведь эта страна ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве и Конвенцию по поиску и спасанию на море. В ситуации с российским моряком кто-то должен понести ответственность. Мы не ставим в этой истории точку.
Чтобы подобное не повторялось, на заседании G20 генеральный секретарь Всемирной конфедерации профсоюзов Шарон Барроу обратилась с совместным заявлением Международной палаты судоходства (ICS) и Международной федерации транспортников (ITF) к правительствам стран: «Поскольку пандемия COVID -19 продолжается, мы хотели бы обратить внимание лидеров и министров стран G20 на рекомендованные правительствам меры по содействию смене экипажей в портах, распространенные Международной морской организацией ООН (ИМО) в виде циркуляра 4204/Add 6 от 27 марта 2020 года. Они включают назначение профессиональных моряков и морского персонала, независимо от гражданства, в качестве ключевых работников, оказывающих важнейшие услуги, и предоставление им соответствующих исключений из национальных ограничений на поездки или передвижение с тем, чтобы они могли присоединиться к судам и покинуть их. Эти рекомендации полностью соответствуют руководящим указаниям, предоставленным правительствам Всемирной организацией здравоохранения, и дополняются трехсторонним заявлением, опубликованным Международной организацией труда 31 марта».
– В свете последней вопиющей ситуации с российским моряком с судна «WL Palekh», когда ему с поставленным диагнозом «инсульт» власти Индонезии отказывали в экстренной медицинской эвакуации и четверо суток (!) ушло на преодоление административных барьеров, выстроенных под предлогом противодействия COVID -19, мы, морские профсоюзы, будем снова и снова требовать от правительств стран признания моряков ключевыми работниками, – говорит председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков.