Перед судоходством все чаще ставится задача спасения мигрантов, жизнь которых подвергается в море огромному риску. В условиях политического маневрирования и бездействия некоторые судовладельцы берут дело в свои руки.
Чарли Бартлетт, корреспондент
Европа постоянно получает информацию о миграционном кризисе, и в соответствии с новой правительственной политикой она всегда находится в готовности противостоять наплыву беженцев.
Тем не менее, огромное число погибших на переходах через Средиземное море уже практически ушло от внимания общественности.
Справедливости ради, следует отметить, что статистика говорит о резком сокращении числа людей, совершающих это опасное для жизни путешествие : в 2015 году насчитывалось более миллиона зарегистрированных переходов, в течение первой половины 2018 года данные Европейской комиссии показывают, что таких переходов было менее 100 000. Однако, учитывая то, что суда мигрантов часто не могут отследить, может быть гораздо больше пропавших без вести, чем зарегистрировано.
Те, кто работают в морской отрасли, в большей степени рискуют погибнуть, если вовлечены в процесс миграции через Средиземное море. Моряки, частности, вполне могут иметь непосредственный опыт не только по уходу, который необходимо оказывать даже на самых функциональных судах, чтобы позаботиться о спасенных мигрантах, но также чтобы облегчить ужасные страдания умирающих . Моряки чаще других сочувствуют этим трагедиям, чем слепые политики в залах парламента, для которых наибольшее беспокойство вызывает распространенная негативная реакция относительно иммиграции. Поэтому неудивительно, что некоторые судовладельцы решили взять дело в свои руки.
Одним из примеров является Vroon Offshore и его судно Vos Hestia, которое было перепрофилировано в поисково-спасательное судно общественной организации «Спасите детей». Если бы не тот факт, что оно было спроектировано как якорный буксир, оно могло бы стать идеальным судном для спасения мигрантов; большая рабочая зона палубы, оснащенная импровизированной крышей и складскими помещениями, обеспечивает идеальное пространство для людей, попавших в бедственное положение, они могут там поесть и поспать. Однако, согласно анонимному источнику, это не обязательно так.
«Это не идеальное судно для выполнения таких работ, из-за ограниченного количества кают и ограниченного пространства для пассажиров», – сказал SAS анонимный источник в IHS Markit.
«Речь идет не о том, как используется судно, а о его дизайне. Конструкция не изменилась, это офшорное судно типа anchor-handling – мы не собираемся переориентировать его на спасательные операции, потому что это так мы не классифицируем типы судов. Впоследствии, не надо ожидать, что мы добавим временно действующий код, обозначающий «спасение», в то время как структура судна не изменилась ».
Дело в том, что правительства не считают, что эти суда смогут оказать помощь, эта небольшая группа перепрофилированных спасательных судов совсем непопулярна. Согласно данным marinetraffic.com, Вос Гестия в настоящее время находится под итальянским флагом, что было предметом многочисленных споров. Похоже, что государства флага стремятся опровергнуть его действия.
«Голландцы отрицали, что оно было зарегистрировано в Нидерландах», – говорит источник.
«Оно было зарегистрировано в Амстердаме на каком-то этапе, но они отрицали, что связаны с судном. Они действительно не хотят иметь с этим ничего общего».
Необходимо принять во внимание, что вместимость судна не соответствует цели, с которой оно проектировалось. На это могли быть разные причины , главная из которых – государство флага должно было бы взять на себя ответственность за судно, выполняющее задачу, для которой оно не было разработано, классифицировано или сертифицировано.
«Очевидно, что владельцы или менеджеры переживали и запустили судно в работу», – говорит источник. Однако причина могла быть и иной.
«Если они берут на себя обязанность, то должны будут принять на борт спасенных беженцев», – сказал источник. «Юридически они являются государством флага, ответственным за судно и его действия, и, как следствие, они несут ответственность за то, чтобы принимать на борт пассажиров заниматься решением их проблем».
Как сообщают власти, последние несколько лет работа таких судов основывалась на честных гуманитарных принципах, в то время как другие были связаны с торговлей мигрантами. Понятно, что трудно определить, как именно обстоят дела на том или ином судне.
В 2017 году Вос Гестия участвовала в итальянской спецоперации на другом судне, luventa, работавшем как спасательное судно под голландским флагом. Во время подготовки операции три члена экипажа на борту Vos Hestia увидели, как 140 мигрантов зашли на борт Ювенты, после чего шлюпка с двумя мужчинами, предположительно являющимися торговцами людьми, ускорилась по направлению к Ливии.
Во время операции прослушивалась связь на Ювенте, кроме того на борту «Вос Гестии» работал агент под прикрытием , и был получен 500-страничный ордер на рарест Ювенты, включающий различные доказательства, собранные итальянской полицией. После расследования Ювента была арестована на Сицилии.
Однако Вос-Гестия столкнулась с еще большими трудностями, когда правительство Ливии, поддерживаемое ООН, начало обеспечивать военно-морскую зону отчуждения в 70 милях (130 км) от своей береговой линии. Приближаясь к спасательному судну Open Arms в нейтральных водах в августе 2017 года, ливийское патрульное судно произвело предупредительные выстрелы. с целью вывести его из региона. Если верить новостям, «Save the children», а также их коллеги – общественные организации «Doctors Without Borders» и «Sea Eye» приостановили свою деятельность.
В заявлении организации «Спасите детей» говорится: «… мы были вынуждены приостановить нашу поисково-спасательную операцию в Средиземном море в результате вопросов, поднятых военно-морским флотом Ливии, которые создают неопределенность для нашего ответа. Доклады военно-морского флота Ливии о намерении контролировать нейтральные воды, в которых Save the Children ищет севшие на мель суда и спасает, которые могут утонуть, большое беспокойство при рассмотрении вопроса о безопасности и защите наших сотрудников, судов и способности эффективно выполнять спасательные операции. Vos Hestia остается в режиме ожидания и готова ответить, как только будут достигнуты жизненно важные гарантии безопасности ».
Тем не менее, вскоре после этого, в октябре, Вос-Гестия была подвергнута рейду в порту Катании, Сицилия, итальянской полицией, которая конфисковала судовой журнал, компьютеры, мобильный телефон и спутниковый телефон. В «Обвинении спасателей» в отчете, подготовленном судебно-медицинской океанографией, входящей в агентство «Судебная архитектура» в Голдсмитс, Лондонский университет, осуждаются «гнусные» действия, предпринятые против коллективных НПО, которые они называют частью «ядовитого повествования».
Франсуа Крепо, специальный докладчик Организации Объединенных Наций по правам человека, сказал: меры против нелегальной границы.
«Легко понять, что она рискует внести свой вклад в такие результаты».
На момент написания настоящего доклада число погибших за год уменьшилось до 4473 года после смерти военнослужащих в Средиземном море в 2016 году и военно-морские силы Тем не менее, потеря 2043 мигрантов в настоящее время в 2018 году, когда они произошли на ливийском маршруте, указывает на совершенно неприемлемую гибкость людей и продолжающийся неуправляемый кризис. Судно Средиземного моря действительно может позволить себе избегать тех, кто протянет руку помощи.