Россия начала строительство первого предсерийного экземпляра беспилотной подводной лодки для Северного морского пути (СМП) с целью «сейсмологического исследования» и повышения безопасности морских маршрутов,
Игорь Денисов, заместитель генерального директора Фонда Перспективных Исследований в своем заявлении в октябре 2018 года подтвердил факт строительства конструкторского бюро «Лазурит».
«Лазурит» поставил перед собой цель построить три пилотных образца и испытать их в Черном море в ближайшие два года, прежде чем проводить испытание в Арктических водах.
Первый рейс по СМП намечен на 2023 год, и предполагается, что беспилотник сможет преодолевать максимальные расстояния морских торговых путей в Арктике протяженностью около 10 000 км во льдах без связи с внешним миром.
Пока что основные цели подводной лодки под названием Сарма – «сейсмологические исследования и обеспечение безопасности судоходства в СМП», как утверждает Денисов.
В России работают несколько проектов по работе с беспилотными подводными аппаратами, исследования которых направлены на использование беспилотников в спасательных операциях и в доставке грузов. Однако Сарма – единственная подводная лодка, работающая от анаэробной энергии, а не ядерной.Предполагается, что ее работа будет «более эффективной и экологически чистой» по сравнению с гражданскими ядерными подводными лодками, которые также разрабатываются в России.Виктор Литвиненко, руководитель проекта Лазурит, подчеркнул, что это очень непростая задача сделать подводную лодку, которая сможет “охватить такое большое расстояние” без ошибок, не поднимаясь на поверхность, без связи со спутниками и всем остальным миром “.Литвиненко добавил, что Сарма будет полагаться только на свою собственную навигацию по всему маршруту, а по завершению проект станет «прорывом» для мировой судоходной отрасли. Строительство Сармы может стать частью комплексной программы развития СМП, представленной правительством РФ перед парламентом 9 ноября 2018 г. Правительство запланировало на период 2019 – 2021 гг. инвестировать 317,2 млрд. (около 250 миллионов долларов) в различные проекты развития инфраструктуры СМП, в том числе, проекты, находящиеся на государственном финансировании. Ранее правительство планировало выделить из федерального бюджета лишь 2,2 миллиарда рублей на инфраструктуру СМП.Минтранс России прогнозирует, что грузопоток по СМП увеличится с 10,7 млн. тонн в 2017 году до 80 млн. тонн в 2025 году, поскольку все больше судоходных компаний рассматривают этот маршрут как доступную альтернативу Суэцкому каналу.