Дело о гибели рыбака Ерина Александра Сергеевича, Декабрь 2016г.

26-04-2017

21 апреля в РПСМ обратился Дмитрий Димидов с просьбой оказать содействие в возобновлении  проведения расследования уголовного дела о гибели рыбака Александра Сергеевича Ерина, выпавшего за борт с рыболовной шхуны «Талан».

Дмитрий попросил проверить законность коллективных договоров судовладельца со страховыми компаниями и профсоюзами и вновь затронуть больной вопрос о выплате компенсаций семьям погибших моряков.

На практике семьи моряков никак не защищены перед законом, и при возникновении подобных случаев получают совсем  мизерную помощь. Жена А.С.Ерина – Анастасия Ерина, находится в отпуске по уходу за ребенком, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей. Потеряв единственного кормильца, ей нужно будет выплатить ипотечный долг. От судовладельца и работадателя ее покойного мужа, Анастасия получила лишь компенсацию 30 000 рублей.

Дмитрий просил разобраться в этой ситуации, ссылаясь в своем письме на следующую информацию: «..В международной практике, в подобных случаях, согласно коллективному договору, судовладелец обязан выплатить серьезную компенсацию семье погибшего, которая составляет около 100 000 американских долларов, т.е около 6 000 000 рублей на тот момент.»

Ознакомившись с материалами дела, председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ, инспектор ITF во Владивостоке Петр Осичанский направил свой ответ Дмитрию, выразив  искренние соболезнования семье Александра Ерина.

«Во-первых, примите ВЫ и передайте вдове Анастасии Ериной мои и моих коллег искренние соболезнования по поводу несчастного случая со смертельным исходом с её мужем и вашим родственником Александром Ериным. Труд рыбака действительно очень опасен, ежегодно в море гибнет около 24 000 рыбаков. Именно по этой причине Международная Федерация Транспортных Рабочих (ITF) принимала все меры для того, чтобы была принята и вступила в силу Международная конвенция МОТ “О труде в рыболовном секторе”. В октябре этого года она вступит в силу. К сожалению, наша страна её не ратифицировала и нет пока никаких свидетельств, доказывающих, что в скором будущем она будет ратифицирована.

Теперь по существу ваших эмоциональных высказываний о коллективных договорах, страховках и компенсациях. Сомневаюсь, что судно “Талан” было покрыто коллективным договором. Коллективный договор заключается, как правило, между работодателем и профсоюзом от имени работников. Но рыбаки по разным причинам упорно избегают членства в профсоюзе, а когда возникает трудовой спор – обращаются именно в профсоюз. Страховое возмещение в размере от 100 000 долларов и выше действительно есть, но оно распространяется на тех моряков и рыбаков, которые являются членами профсоюза и работают на судах, покрытых коллективными договорами, одобренными ITF. Такова международная практика, на которую вы сослались.

Что касается ответственности владельца судна “Талан”, то его ответственность находится в рамках того трудового договора, который был подписан с каждым членом экипажа “Талана”. И если был колдоговор, в чём я продолжаю сомневаться, то и согласно условиям этого колодоговора. В целом же ответственность судовладельца определена российским трудовым законодательством. И Кодексом торгового мореплавания».

В тот же день ответ был направлен Дмитрию и по его просьбе и с его позволения мы приводим здесь нашу с ним переписку.

«Добрый День, Уважаемый Петр,

Спасибо за ответ, надеюсь подобные случаи будут почаще освещаться хотя бы в Журналах Морской Бюллетень от ITF и в нашей стране что-нибудь сдвинется. Возможно это ускорит ратификацию РФ  Международной конвенции “О труде в рыболовном секторе”.

Если есть связи на телевидении, в прессе, на Дальнем Востоке, помогите пожалуйста придать огласке происшествие. Только так в нашей стране возможно начать что-либо менять.»