Одной из задач Первичной профсоюзной организацией моряков г.Владивостока является оказание свои членам юридической помощи в связи с нарушением их социально-трудовых прав и представления их интересов в судах Российской Федерации.
К сожалению, не всегда удается решить трудовой спор в рамках досудебных процедур.
Зачастую истинные владельцы судов прячутся за спины оффшорных компаний, с которыми подписывается трудовой договор моряками. Сводная конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 позволила отчасти решить данную проблему, предоставив в подобных случаях возможность морякам обращать в суд иски о компенсации заработной платы к агентствам по найму и трудоустройству моряков (стандарта А 1.4, пункта 5, п/п с, vi). Первые пять исков были выиграны профкомом моряков г.Владивостока еще в 2014 году против круинговой компании “РОМА”, которая в настоящее время прекратила свое существование, так и не рассчитавшись с моряками по данным судебным решениям. Тогда, в 2014 года вместе с первыми победами по данным искам Профком моряков столкнулся и с первыми разочарованиями, т.к. решения против круингов оказались неисполнимыми на практике, ввиду отсутствия на счетах круинговых компаний средств и имущества для их исполнения. Однако, почти пять лет спустя, в 2019 году в-первые в судебной практике выигрыш в суде по трем исками к круингу “Морская Волна” закончились не только победой в суде и решением в пользу моряков, но и реальной выплатой честно заработанных денег. При чем, если первый иск к Морской Волне прошел через апелляционную инстанцию, то при подаче уже третьего иска, почти год спустя, когда Профкому пришлось восстанавливать сроки исковой давности, а судно EAST STAR уже было переименовано и числилось за другой компанией-судовладельцем, Морская Волна выплатила существующую задолженность, не доводя дело до рассмотрения дела по существу в суде. Всего по трем искам к Морской Волне моряки фактически получили порядка 500 тыс. рублей ( 215 618 руб., 158 818 руб., 130 635 руб.)
Приходится в своей практике Профкому моряков г.Владивостока сталкиваться и с проблемами моряков, оказавшихся в тяжелом положении и в связи с банкротством судоходных компаний. Так по пяти искам членов экипажа танкера ИЧА, принадлежащих камчатской компании-банкроту ООО Камагро, и фактически брошенных в порту Владивосток на обесточенном судне без средств к существованию, удалось, благодаря аресту судна от имени экипажа, отстоять не только заработную плату за весь отработанный период по дату подачи иска в суд, но и за тот период времени, который моряки оставались на судне для обеспечения безопасности мореплавания во время судебных слушаний, пока не была организована репатриация людей банком-залогодержателем. Помимо этого, удалось добиться компенсации расходов по провизии, компенсации отпуска за весь период вплоть до самой репатриации с судна, компенсации морального вреда, оплаты выходных и праздничных дней в двойном размере, хотя эти суммы не были предусмотрены контрактом, и не входили в суммы выплат по судебных приказам, которые осуществлялись под контролем транспортной прокуратуры Камчатки в рамках процедуры банкротства компании ООО Камагро по другим работникам компании. По двум решениям моряки получили более 1,8 млн. рублей (по первому -1 316 628 рублей, по второму- 526 000 рублей).
По второму решению выплаты были перечислены арбитражным управляющим за день до заседания суда по снятию ареста с судна, арестованного по долгам экипажа ООО Камагро. При чем, судно на момент выплаты уже принадлежало новому судовладельцу, после его продажи в рамках процедуры банкротства ООО Камагро.
И, хотя обращение в суд – это крайняя мера, она зачастую необходима. Тогда в дальнейшем компании будут более “отзывчивы” к требованиям профсоюза при решении тех или иных трудовых споров. Ведь их в большинстве случаев можно реально решить в рамках досудебных процедур. Так, с последней круинговой компанией Морская Волна, после встречи в суде нам удалось наладить вполне плодотворное сотрудничество по проблемам других судов, на которые компания поставляет кадры. И сейчас эти вопросы решаются в кратчайшие сроки, и зачастую просто по телефону.
ИСП. ЗГОРЖЕЛЬСКАЯ А.В.