Вопрос смены экипажа стоит особенно остро в период пандемии.

26-06-2020

Проблема смены экипажей морских судов сейчас гиперактуальна для всех морских держав, в том числе и для нашей страны. Тысячи моряков застряли на своих судах, не имея возможности списаться и вернуться домой, а зачастую вообще не имея возможности сойти на берег в транзитных портах. Тут давно пора бить во все колокола.

Решением этой проблемой сегодня всерьез озабочены ведущие межгосударственные организации, такие как IMO (Международная морская организация), ITF (Международный профсоюз транспортных рабочих), Международная организация труда и другие. Смены экипажей затруднены во всем мире с февраля — то есть уже почти полгода. В условиях ограничений только морской транспорт продолжает работать в полном объеме. Именно на моряках сегодня держится мировая грузовая логистика и международная торговля.

Сегодня профком моряков г.Владивостока почти ежедневно сталкивается с проблемами  не только приморских моряков, которые не могут вернуться домой.  Не так давно была оказана помощь украинскому специалисту, находящемуся восемь месяцев в рейсе. Человек не готов был оставаться на судне даже за хорошие деньги. В итоге получилось отправить его домой из Находки — самолетом в Москву, а дальше поездом и автомобилем домой — на украинскую землю.

На днях в Находке председатель профкома моряков города Владивостока Петр Осичанский посетил судно с филиппинским экипажем на борту. Из 22 человек 14 человек работают сверх контракта уже довольно долго, не имея возможности даже сойти на берег.  Удалось договориться с судовладельцем, что после выгрузки в Китае судно пойдет в корейский порт Пусан, который не входил в изначальный маршрут, где будет возможность поменять экипаж.

Осичанский П.И. отмечает, что у тех, кто на берегу, другая проблема — они не могут попасть на судно, по сути — выйти на работу. «У многих ведь жизнь и финансы рассчитаны от рейса до рейса. Очень важно, чтобы Роспотребнадзор в своих предписаниях, связанных с коронавирусом, выделил моряков в отдельную категорию. Сейчас они приравнены к вахтовикам, но согласитесь — это очень разные вещи», -говорит председатель профкома моряков г. Владивостока. «Зачем моряка, который едет на судно из центра России на Дальний Восток, причем едет со справкой об отсутствии вируса, помещать в карантин? Большинство моряков тестируют практически в каждом порту. Уже не один случай у нас здесь на Дальнем Востоке, когда из-за необходимости пройти обсервацию, морские специалисты из других регионов не успевали уйти в рейс.

Сейчас каждое государство должно обратить внимание на эту проблему и выработать как свои внутренние решения, так и совместные с другими странами. Нужно создать систему логистики смены экипажей, которая работала бы в условиях пандемии. Государства организуют вывозные рейсы для своих граждан, застрявших за рубежом, можно ведь по максимуму подстраивать процесс смены под возможность попасть на эти рейсы. Важно, чтобы каждый судовладелец внимательно относился к этой работе, заранее продумывал схемы смены экипажей, согласовывал с властями. Возможно, решить проблему поможет определение портов-хабов, через которые будут происходить смены, и тогда и власти государств, и судовладельцы смогут ориентироваться на конкретные точки на карте.

Но главное — профессия моряка должна получить особый статус, должна быть признана приоритетной. Моряки должны получить возможность перемещаться через границы. То, что люди по несколько месяцев находятся в море сверх контракта, в конечном итоге создает угрозу для безопасности судоходства. Не зря сроки контрактов всегда ограничены. Моряки находятся в закрытом пространстве, накапливается усталость, в первую очередь психологическая, притупляется внимание, люди работают на автомате. В таких условиях обычно и срабатывает человеческий фактор, который становится причиной аварий и катастроф. К сожалению, история знает немало подобных печальных примеров.»