Нептун прокладывает путь, но пойдут ли за ним?

18-02-2021

Начало нового 2021 года ознаменовалось подписанием важного для моряков документа – Декларации Нептуна, призванной остановить беспрецедентный кризис смены экипажа, переросшего в полномасштабный гуманитарный кризис. Стороны, подписавшие документ, а на сегодняшний день это свыше 500 морских организаций, обязались действовать, включая призыв к коллегам в отрасли и правительствам для того, чтобы:
• признать моряков ключевыми работниками и предоставить им приоритетный доступ к вакцинам против Covid-19,
• создать и внедрить протоколы золотого стандарта здоровья на основе существующей передовой практики,
• расширить сотрудничество между операторами судов и фрахтователями для облегчения смены экипажа,
• обеспечить воздушное сообщения между ключевыми морскими узлами для моряков.
Напомним, что по данным МФТ, на декабрь 2020 года около 400 тысяч моряков продолжали нести вахту после истечения срока их обычных контрактов из-за ограничений на передвижение по миру и введения, сложных правил организации смены. И все же, несмотря на значительные усилия международных организаций, правительств, отраслевых ассоциаций, профсоюзов, НГО, отдельных компаний, включая принятую 1-го декабря 2020 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюцию о международном сотрудничестве для решения проблем, с которыми сталкиваются моряки в результате пандемии COVID-19, поддерживая глобальные цепочки поставок, вопрос все еще далек от решения. Постоянно возникают проблемы, требующие, чтобы риторика соответствовала действиям, а не просто громким публичным заявлениям. По словам Генерального Секретаря Международной Федерации Транспортников (ITF) Стивена Коттона: «Компании теперь должны быть привлечены к ответственности. Это означает, что больше не будет чартеров с оговоркой о «запрете смены экипажа» — фрахтователи должны работать с судовладельцами, чтобы облегчить смену экипажа. Это означает, что инвесторы спросят компании, которыми они владеют, и разберутся с тем, что компании делают для преодоления кризиса. А это значит, что занятую в отрасли компанию, которая не подписала это заявление, спросят, почему она этого не сделала.»
Сколько исполнительных директоров нужно, чтобы сменить экипаж? Более 500 лидеров судоходной и смежных отраслей подписали Декларацию Нептуна, обязуясь облегчить проход моряков на суда и с них, но ограничения на смену экипажа ужесточаются и больше не могут рассматриваться как краткосрочная проблема, которая исчезнет с вакциной. Остается также надеяться, что труд членов экипажей в скором времени станет значимым не только для организаций, представляющих судоходную отрасль, но и для правительств всех стран.