Больше не спрятаться в оффшоре! Впервые выигран иск моряка оффшорного судна против российской компании.

15-12-2021

В конце марта 2019 года в профком моряков г.Владивостока обратился боцман Харченко. Еще в мае 2018 года Николай Михайлович получил производственную травму, повредив коленный сустав во время работы на судне «Платон» (номер ИМО 9102904, флаг Сьерра Леоне). Моряк был прооперирован в госпитале в Южной Корее и затем продолжил лечение во Владивостокской поликлинике, находясь там до августа того же года. Однако, компания SK Grand Shipping отказалась оплачивать больничный лист за те 3 месяца, что Николай Михайлович проходил курс лечения и выплачивать ему какие-либо компенсации. Это грубейшим образом нарушало международные нормы трудового законодательства, а именно, поправки к Правилу 4.2 — Ответственность судовладельца к Международной конвенции МОТ 2006. Эта поправка обязывает выплачивать морякам, пострадавшим от несчастных случаев, компенсацию, составной частью которой является также оплата больничных листов. Кроме того, компания отказывалась предоставить боцману отчет о происшествии — акт по форме Н-1. SK Grand Shipping объясняла свою позицию тем, что она является лишь оператором, а не судовладельцем и работодателем, настаивая, что истинным работодателем, является иностранная компания «Practis Corporation», зарегистрированная на Вирджинских островах.
Следует отметить, что трудовой договор моряка был подписан компанией SK Grand Shipping, зарегистрированной во Владивостоке. Эта же компания обозначалась, как работодатель и судовладелец в мореходной книжке. Также можно отметить, что ст.8 КТМ РФ и ст.2 КТМС 2006 содержит аналогичные положения в поддержку позиции того, что в данном случае именно российская компания СК Гранд Шиппинг является истинным судовладельцем и работодателем для членов экипажа судна “Платон”.
Профком порекомендовал Николаю Михайловичу сначала пройти врачебно-консультационную комиссию и после получения медицинского заключения о потере трудоспособности обратиться в ФСС. Уже после такого обращения выяснилось, что компания не платит страховые взносы и налоги на доход физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации за работника Харченко Николая Михаловича, т.е. официально трудоустроен он в этой компании не был. Профкомом было принято решение обратиться в государственные органы, а именно, в Транспортную Прокуратуру и Следственный отдел на транспорте. В августе 2020 все документы были собраны и направлены профкомом в Следственный отдел на транспорте и прокуратуру. В декабре того же года в интересах Харченко Николя Михайловича был подан иск Транспортным прокурором.
Прокурор нашел основания для обращения в суд с иском о признании трудовых отношений с российской компанией СК Гранд Шиппинг, об обязании компании произвести предусмотренные Федеральными законами РФ выплаты в фонды и налоги. В поддержку позиции прокуратуры и боцмана в суде Профкомом был сделать запрос в Администрацию государства флага – Сьерра Леоне о представлении копии Декларации о соответствии требованиям КТМС 2006, части второй, а также Сертификата о соответствии трудовым нормам. Именно в этих документах, действительных на период работы боцмана на судне, судовладельцем и работодателем, несущим ответственность по страхованию и выплате заработной платы, и соответственно, оплате больничных листов, выступала российская компания СК Гранд Шиппинг.
Однако, рассмотрение иска судом первой инстанции закончилось отказом по причине якобы упущенных сроков обращения в суд. Транспортным прокурором была подана апелляция с целью признания трудовых отношений с российской компанией SK Grand Shipping и обязательства представить акт по форме Н-1 для ФСС РФ, уплатить в бюджетную систему Российской Федерации установленные законом налоги (налог на доход) и страховые взносы (платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование) и выплатить моряку пособие по временной нетрудоспособности. 8 октября 2021 года Первомайским судом г.Владивостока все требования Транспортного прокурора и боцмана Харченко были удовлетворены в полном объеме. Следует заметить, что это первый случай в судебной практике, когда Транспортная прокуратура поддержала иск российского гражданина против Российской компании судовладельца на судне под удобным флагом. До недавнего времени подобные иски даже не принимались российскими судами, со ссылкой на неподсудность, т.к. все споры должны регулироваться в соответствии с законом государства флага. Это традиционный подход лишал российских моряков возможности искать правды в российском суде.
Заместитель председателя Профкома принимала участие в судебном заседании и после вынесения решения выслушала искреннюю благодарность от самого Николая Михайловича, сказавшего, что без поддержки прокуратуры, профсоюза и следственного отдела на транспорте он бы не справился.
Позже, 14 декабря, поддержал боцмана Харченко и Приморский краевой суд, отказав ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы. Таким образом, Решение суда первой инстанции в пользу боцмана Харченко осталось без изменения. Суд дал ответчику месяц на исполнение данного решения после его вступления в законную силу. Хороший подарок боцману и всем вовлеченным сторонам под Новый Год! Именно благодаря плодотворному сотрудничеству Транспортной прокуратуры, Следственного комитета на транспорте и Российского профсоюза моряков удалось добиться успеха в этом, с первого взгляда, безнадежном деле.