Оставляя пандемию 2020-го позади.

15-02-2021

Прошлый год стал неожиданностью для жителей почти всех стран и представителей, пожалуй, большинства профессий. Он сильно изменил и работу профсоюзов, которым тоже пришлось приспосабливаться к новым реалиям и помогать морякам решать проблемы, которых прежде не возникало. Например, с репатриацией в свете кризиса смены экипажей. Однако во Владивостоке и некоторых других портах Дальнего Востока практически с самого начала пандемии с этим удавалось успешно справляться, благодаря чему только при непосредственном участии первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков было репатриировано более 30 моряков.

Только в самом начале, до лета прошлого года, как прилетающим, так и улетающим морякам нужно было провести две недели в карантине, – рассказал председатель профкома Продолжалось это недолго, и вскоре моряки прямыми рейсами автобусов могли отправиться прямо в аэропорт безо всякой изоляции. Визовые формальности для них занимали всего 2-3 дня. Подготовка прилетающих моряков длилась дольше, 2-3 недели, а визы им открывали местные агенты. У прилетающих членов экипажей проверялись тесты ПЦР, улетающим они делались: срока годности хватало, чтобы добраться, например, через Москву в Индию.

При этом дальневосточные порты Владивосток, Находка, Славянка, Зарубино оставались одними из редких портов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, открытых для смены как российских, так и иностранных моряков. Стоит ли говорить, что от моряков приходило много жалоб и просьб о помощи в репатриации в связи с истечением контрактов, которые порой превышали 15 и даже 20 месяцев. «Подчас просьбы были на грани истерик, – рассказал председатель профкома Петр Осичанский. – Один из моряков, например, прекратил работу и угрожал выброситься за борт, если его не спишут. Пришлось поработать психотерапевтом, а затем, через месяц-полтора, его все же удалось отправить домой. Часто моряки больше не в состоянии оставаться на борту даже несмотря на неплохие условия и большие зарплаты».

Зато когда морякам все же удается отправиться на родину, они искренне радуются этой возможности. Даже если рейс получился не таким уж длинным для сегодняшних реалий: «Приятно вспомнить счастливые лица 16 хорватов, списавшихся с судна Peristil во Владивостоке 21 января уже нового года, – рассказала заместитель председателя ППО моряков г. Владивостока РПСМ Александра Згоржельская. – А ведь в этот раз их контракты не продлились даже более 6 месяцев».

В 2020-м году представители профсоюза поднимались на борт судов за год более 100 раз, провели четыре акции солидарности с членами экипажей как российских, так и иностранных судов.

Отметим, что даже в пандемию не прекращалась и образовательная работа, касающаяся прав моряков. Так, Петр Осичанский уже в течение многих лет ведет семинары на курсах повышения квалификации по Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве для капитанов портов, представителей государственного портового контроля, уполномоченных лиц судоходных компаний и, конечно, моряков. «Именно благодаря этим семинаром нашей организации удается в рамках сотрудничества с морскими администрациями портов получать копии инспекций PSC по проблемным судам и эффективно оказывать помощь обратившимся морякам», – отметила Александра Згоржельская.

Семинары посетили 302 человека, впервые в них стали участвовать механики.

Одним из светлых моментов прошлого года для первичной профсоюзной организации г. Владивостока также была успешная регистрация в управлении юстиции РФ по Приморскому краю нового устава организации с учетом последних изменений действующего российского законодательства. Причем прошла она практически без замечаний.

Появление новых трудностей не избавило профсоюз от старых проблем, которые с годами меняются мало – это, в частности, острые вопросы членства в профсоюзе. «Наверное, не сообщу ничего нового, сказав, что до сих пор основными и добросовестными членами являются те, кто вступили в профсоюз при заключении коллективных договоров с компаниями, – рассказала Александра Згоржельская. – Остальная масса людей так и остается случайными попутчиками, которые становятся его членами при возникновении проблемы».