Введение в профессию.

04-06-2021

Членам Дальневосточной ассоциации морских капитанов, Российскому профсоюзу моряков не безразлична судьба российского флота, профессионализм молодых офицеров флота. С этой мыслью мы начали проводить наши встречи с курсантами плавательских специальностей МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Нам важно было передать им ощущение серьёзности их выбора профессии, познакомить их с современными реалиями морской жизни, попробовать показать всё многообразие морской службы. Ведь сегодня наши выпускники работают как на судах российских судовладельцев, так и в иностранных компаниях. А это означает, что важно не только владеть своей профессией, но и хорошим знанием морского языка – английского. Востребованность тех, кто хорошо владеет английским языком значительно выше. А значит изучать язык нужно не только в кабинете английского, но и в кубрике, и в каюте во время плавательской практики, читать книги на английском языке каждый божий день.
Работа в море – это не прогулка на яхте. Это тяжелый и опасный труд. Море таит в себе огромное количество опасностей и рисков. Риск – составная часть профессии моряка, «…с его помощью он зарабатывает на жизнь». И поэтому мы говорим: море – для сильных, волевых и мужественных людей. И мы рассказываем будущим мореходам, как важно быть не только сильным и мужественным, но и ответственным при выполнении своих служебных обязанностей. Ведь любая, даже самая незначительная небрежность может таить в себе смертельную опасность для судна и экипажа. Мы приглашаем молодых моряков задаться вопросом: почему в век технических свершений, торжества новых технологий, грандионых успехов в космической навигации суда продолжают сталкиваться, гореть, садиться на мель или гибнуть, не выдержав столкновение с беспощадной морской стихией? И мы говорим, что это происходит от отсутствия той самой ответственности. С морем нельзя на «ты».
Мы обращаем внимание курсантов и на социальные проблемы. Ведь не секрет, что на судах под так называемым «удобным флагом» нередко зарплаты не высокие, да и те выплачиваются не регулярно. Павел Мушняга, который не один год работал на иностранных судах, рассказал о плюсах и минусах удобного флага. Ему повезло – у него были очень хорошие, ответственные судовладельцы и не было проблем с зарплатой. Но это не означает, что таких проблем не бывает и здесь важно правильно и грамотно уметь защищать свои права. А для этого нужно не только хорошо знать морское и трудовое право, но и быть членом российского морского профсоюза, который, в свою очередь, является коллективным членом международного морского профсоюза – ITF. В РПСМ давно и хорошо отработана методика рассмотрения трудовых споров, что проще и надежнее решать при наличии коллективного договора. Важно помнить, что и Конвенция МОТ-2006 года «О труде в морском судоходстве», и Кодекс торгового мореплавания РФ, и Трудовой кодекс РФ, да и другие нормативные документы надёжно защищают права моряков.
Мы рассказываем курсантам о женщинах в море. О том, как нелегко приходится женщинам в море рассказала капитан дальнего плавания Татьяна Анатольевна Суханова. После 2010 года, когда были приняты Манильские поправки к Конвенции ПДМНВ резко возрос приток девушек в морские учебные заведения. Пару лет назад в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на всех курсах плавательских факультетов училось 59 девушек.
Морское образование очень разностороннее. О том, как может складываться судьба выпускников МГУ после окончания морской карьеры рассказал в прошлом капитан-директор на судах рыбопромыслового флота Вячеслав Смелов. А сейчас он уже несколько лет работает лоцманом в торговом порту Владивосток. Многие выпускники МГУ, тогда ещё ДВВИМУ, сейчас сами преподают в морских учебных заведениях, как Н.Р. Чепцов, Валерий Доброквашин и многие другие.
И ассоциация капитанов, и Российский профсоюз моряков будут продолжать проект под названием «Ведение в профессию». Нам есть о чём рассказать молодому поколению будущих моряков.
П. Осичанский,
Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, председатель профкома моряков города Владивостока