Работа ППОМ и инспектората ITF в период короновирусной эпидемии

28-05-2020

Уже более двух месяцев продолжается режим самоизоляции в период короновирусной эпидемии, многие предприятия приостановили свою деятельность, часть из них продолжают работу в удаленном режиме, почти полностью прекращено транспортное сообщение между странами. Но транспортный флот свою работу не приостанавливал ни на один день.

Ведь почти 90% всех грузов перевозится морским транспортом и его остановка смертельна для экономики любой страны. Вот и порт Владивосток всё это время продолжал работать в круглосуточном режиме, встречая и провожая суда после грузовых операций. Моряки продолжали нести свою трудовую вахту в условиях, когда замена экипажей была практически невозможна. Инспекторат первичной профсоюзной организации моряков города Владивостока продолжал посещение судов и общение с моряками, оказывая возможную в таких условиях помощь. Девять судов было посещено инспекторами ITF и РПСМ в порту Владивосток в мае 2020 года и главная проблема, с которой моряки обращались в профсоюз – это возможность как можно быстрее списаться в связи с окончанием контрактного срока. С такими же просьбами обращались в профсоюз и родственники моряков. Надо сказать, что к этому времени в порту сложилась определённая схема замены моряков. Моряки, проживающие в городе Владивосток, поступают на судно без проблем, предъявив справку от врача о прохождении теста на вирус, а моряки, списывающиеся с судна, вынуждены «отбывать двухнедельный срок» на домашнем карантине. Такая справка имеет силу и уважается местными властями. 26 мая на теплоход «Pacific Geneva» прибыли два моряка, 3-й помощник капитана и моторист, из Крыма по маршруту Симферополь-Москва-Владивосток. С прилётом в Международный аэропорт Владивостока (Кневичи) имени В. К. Арсеньева они сразу же прибыли на судно без изоляции на карантине, так как имели при себе справки от врача о прохождении теста на вирус с отрицательным результатом.

Списание с судна проходит сложнее, особенно для иногородних и иностранцев. Списание иностранца возможно лишь при наличии очень серьёзных оснований, окончание контракта таковым, конечно же, не является. Обычно это должно быть какое-то длительное недомогание, например, гипертония и другие, более серьёзные заболевания, требующие стационарного лечения. Так, с помощью профкома г.Владивостока был списан в порту Находка украинский моряк, старший механик с судна «KATHARINEN», которому пришлось две недели пробыть на карантине прежде, чем он отправился в горд Сумы. А в конце февраля из порта Восточный был отправлен на родину в Румынию старший механик с судна «Golden Zhejiang». Как правило, замены такого рода происходят с некоторой подготовкой, на что требуется время, поэтому два других списания украинских моряков в дальневосточных портах России не случились, так как моряки обратились с просьбой практически в день прихода и с одним лишь основанием – окончание контракта. Их списание перенесено на следующий порт захода на Тайване.

Несмотря на эпидемию, инспекторат продолжает проводить акции солидарности экипажей судов с политикой МФТ и морских профсоюзов. 27 мая такая акция была проведена на борту судна CH CLARE/KOREA/9489223. . Моряки были проинформированы об ITF, о политике защиты моряков, плавающих под удобным флагом, о минимальных критериях кол договоров, одобренных МФТ.  Зарплата на крупнотоннажных китайских судах, как правило, приличная – от полутора до двух тысяч долларов у матросов, до 6 тысяч у старпома и 7-8 тысяч у капитана. Но если в экипаже затесалось несколько моряков из Мьянмы, например,  или Индонезии, то у них зарплата почти на треть меньше. Такая вот дискриминация по национальному признаку. Но моряки не жалуются, а улыбаются, что можно заметить даже под масками.