Поправки к правилу 2.5 КТМС применяются на практике.

20-10-2020

История судна Bourbon (номер ИМО: 9588407, флаг – Либерия), задержанного властями на рейде порта Находка, должна была бы закончиться в августе, когда всему экипажу была выплачена 3-х месячная задолженность в размере 13 миллионов рублей, а 20 членов экипажа было репатриировано на Украину.

Следует напомнить, что целый месяц профком моряков г.Владивостока держал руку на пульсе со 2 июля, когда судну были выставлены две 30-тки (в связи с задолженностью по заработной плате и отсутствием контрактов) по 4 августа, когда после устранения всех недостатков судну позволили покинуть Находку, и «Bourbon» направился дальше на Филиппины. Но оказалось, что в профкоме судно всё никак не может сойти с повестки дня.
В начале сентября в профком поступили звонки от родственников новых членов экипажа, а также от старшего механика многострадального судна. Люди сообщали о невыплате заработной платы, а калининградский стармех утверждал, что судно находится в плохом техническом состоянии. Поскольку «Бурбон» с 25-ого августа находился в Маниле, это обращение было направлено инспектору МФТ в Себу с просьбой организовать инспекцию инспекторами ПСК (порт стейт контрола). В результате этой проверки был выявлен ряд технических недостатков, и судно было задержано. Филиппинские коллеги предоставили профкому г. Владивостока отчет о проделанной порт стейт контролом работе.
Согласно этому отчету, судно было задержано в рамках конвенции MLC-2006, по причине технических недостатков (не работал дополнительный паровой котел машинного отделения), запрашивалась репатриация, и была задержка заработной платы свыше двух месяцев. Компания-судовладелец не отвечала на запросы инспекторов ПСК, не реагировала на запросы с судна, не обозначила свои намерения устранить все выявленные в результате инспекции недостатки, в частности, выплатить задолженность по зарплате и оплатить все расходы по репатриации в Россию 14 морякам. Запахло абандоном. На этот случай, случай брошенного владельцами судна, как известно, были приняты поправки 2014 года к правилам 2.5 и 4.2 Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве». В силу они вступили 18 января 2017 года. Суть этих поправок состоит в том, что они устанавливают систему финансовых гарантий, предоставляемым морякам в виде необходимой материальной помощи, а именно: адекватное питание, размещение, обеспечение топливом, пресной водой, медикаментами, необходимыми для выживания на борту брошенного судовладельцем судна. Сюда же входят расходы на репатриацию на родину и заработная плата экипажу в размере, не превышающей четырехмесячной задолженности. Система финансовых гарантий приобретает, как правило, форму страхования в силу своей доступности, понятности и широкого распространения среди судовладельцев. Таким образом, конвенция возлагает на судовладельца обязанность страховать свою ответственность перед моряками на случай абандона и все расходы в такой ситуации ложатся на плечи страховой компании.
Что и произошло с теплоходом «Bourbon», экипажу которого финансовые гарантии предоставляет страховая компания P&I club Swedish. Клуб P&I в настоящий момент ведет переговоры с морской администрацией государства флага (Либерия), с греческим судовладельцем “Clover Marine Investment Inc.” и фрахтователем Medlink Management с тем, чтобы не допустить реального абандона. В противном случае начнут действовать поправки к правилу 2.5 (Стандарт А2.5.2) MLC 2006, в соответствии с которыми страховая компания должна будет взять на себя все расходы по заработной плате, смене и репатриации экипажа. Возможно, скоро мы станем свидетелями реализации на практике поправок к правилу 2.5 Конвенции MLC 2006. И это будет впервые на Дальнем Востоке.